Главная » Статьи » Сабвуферы

Короб для сабвуфера

Вы не замечали, что более-менее серьезные системы в автозвуке строятся на основе сабвуферов, которые изготовленные самостоятельно? Причин этому не мало. Если и вы решитесь на изготовление короба для сабвуфера, то вам будет не лишним прочесть эту статью. В ней я планирую рассмотреть типы коробов сабвуфера, которые используются в автозвуке. Я буду делать акцент на теории короба, основных положениях, не вдаваясь в расчеты, но мы постараемся рассмотреть все виды корпусов.

Первый тип классификации коробов сабвуфера – это активный и пассивный сабвуфер. Активный  сабвуфер – это вариант сабвуфера, когда усилитель НЧ размещен на самом коробе, а значительно чаще внутри его. Такой вариант сабвуфера чаще используется в небольших, домашних системах. В автозвуке же, практически используется пассивный сабвуфер, усилитель которого находится вне корпуса. Практически я же хочу сделать акцент на том, что размещать усилитель внутри  автомобильного сабвуфера не выгодно, к тому же при конструкции закрытого ящика необходима максимальная герметичность, а усилитель торчащий на задней стенке никак ей не способствует. Но помните, что всегда есть исключения из правил, есть достойные сабвуферы и в активном исполнении. 

Вторым типом я вынесу геометрию изготовления, а проще – обычный корпусной сабвуфер, исполненный в виде правильной геометрической фигуры (параллелепипед, пирамида, шар и тп) и сабвуфер я коробом типа «стелс». Разговаривать насчет первого варианта можно долго, я же упомяну, что довольно важно делать корпус максимально плотным, избегать появления даже малейших неплотностей, усиливать, проклеивать короб внутри.

Этот тип коробов для сабвуфера довольно простой в изготовлении, потребуется только разрезать лист МДФ на необходимые куски и склеить все в нужную вам форму. Но главный недостаток правильно-геометрического корпуса в его размерах, которые порой готовы занять весь полезный объем багажника, да так, что положить что-нибудь в багажник становится не возможным. На помощь приходит сабвуфер с корпусом типа «стелс». Его суть заключается в использовании пространства багажника в скрытых полостях, отделениях багажника, что бы инсталляция сабвуфера не вызывала неудобств в ежедневном использовании автомобиля. Наиболее часто использованным вариантом изготовления стелс-сабвуфера является выклейка формы с помощью эпоксидной смолы и стеклоткани. О том, как это делается я расскажу в видео...
 
Плюсы обычного, геометрически правильного сабвуфера:
• Простота изготовления
• Наличие материала в магазинах практически повсюду
• Использование материалов бывших в употреблении
• Не слишком большие затраты времени и средств на изготовление
• Намного ниже коэффициент нелинейных искажений
• Достаточно просто обеспечить необходимую жесткость коробу
• Возможна установка НЧ динамика размерностью 15 и выше дюймов
• Возможность установки сразу и без переделки в другой автомобиль
• Возможность довольно легко варьировать объем короба
• Намного легче рассчитать объем и размерность короба

Минусы:
• Главным недостатком я считаю минимизацию полезного пространства багажника
• Вес. Довольно крупные сабвуферы весят не мало
• Не всегда вписывается в дизайн багажника
• Травмо- небезопасен для обивки багажника

Теперь о положительных моментах использования короб типа "стелс":
• Практически не занимает места в багажнике, или занимает по минимуму
• Хорошо вписывается в дизайн багажника
 
Минусы:
• Стоимость и время изготовлении 
• Присутствуют нелинейные искажения, которые порой делают всю работу по изготовлению бессмысленными
• Довольно тяжело сделать корпус достаточно жестким и прочным
• Используются материалы, которые не везде можно достать
• Часто является невозможной установка динамиков, которым необходим значительный объем короба
• Переустановка возможна только в аналогичный автомобиль, в авто другой марки не подойдет
• Тяжело наперед просчитать объем будущего короба
• Практически довольно трудно устанавливать в такие короба фазоинвертор, обычно они не очень длинны, а фазоинвертор порой нужен довольно длинный
• На практике невозможно изменить объем для установки иного динамика, если и возможно, то это очень трудоемко
Тут я обозначил не все недостатки и достоинства, решать вам, какой короб нужен.
 
 
Также короба сабвуферов делятся по типу акустического оформления. Расскажем понемногу о каждом. Первым рассмотрим вариант акустического оформления «закрытый ящик» (ЗЯ). Короб типа «закрытый ящик» - это по сути простой ящик, определенного объема и свойств, в который установлен НЧ динамик. Этот тип корпуса один из самых распространенных, благодаря простоте и довольно высокому качеству звучания. Но не смотря на такую простоту, есть довольно высокое требование к герметичности того самого корпуса, если он не герметичен, то качество резко упадет, будут присутствовать нелинейные искажения, гул, шипение. Вся причина кроется в таком явлении, как сопротивление сжатию воздуха. Диффузор динамика при работе сжимает воздух и сжатый воздух поддерживает диффузор, как дополнительный амортизатор. Это явление возможно только при высокой герметичности корпуса, при наличии неплотностей эффект воздушной подушки исчезает, вместе с воздухом из короба.
 
 
Плюсы:
• Простота проектирования и изготовления
• Довольно простые расчеты размеров короба
• Возможность использовать разные размеры НЧ головок

Минусы:
• Высокая требовательность к герметичности корпуса
• Требовательность к точности параметров динамика и как следствие к объему корпуса. При изменении объема существенно меняются частотные характеристики сабвуфера
 
 
Следующим типом короба является короб с фазоинвертором. Фазоинвертор – это по сути труба (порт), которая имеет определенные геометрические параметры и служит для воспроизведения наиболее низких частот слышимого звукового диапазона. Если нивелировать прямое излучение динамической головки, то фазоинвертор по сути излучает звук. Такой короб сабвуфера способен выдать больше баса при меньшей мощности, однако для этого необходимо настроить порт на определенную частоту, в которой отдача будет максимальна. Также необходимо следить, чтобы это «большее количество баса» не переросло в кашу, гудение с мычанием).
 
Плюсы:
• Громче при меньшей мощности
• Возможность воспроизведения частот нижнего диапазона
• Не такие жесткие требования к герметичности короба

 
Минусы:
• Необходимость дополнительного расчета порта
• Довольно высокое требование к точности расчета
• Намного чаще появляются искажение
• Не всегда возможно найти необходимый фазоинвертор
• Для его работы требуется объем выше, чем при использовании ЗЯ
• Влияние на звучание дополнительных параметров, таких как температура, влажность
 
К двум приведенным выше вариантам акустического оформления, мы можем добавить еще два, которые используются в автозвуке довольно редко. Это такие варианты как – Bandpass и изобарические коробы. Останавливаться на них мы не будем, так как использование их ведет к появлению трудностей в расчете и изготовлении, да и практически использовать их вы врядле будете. Bandpass-короб представляет собой корпус, разделенный на две камеры, в одну из которых установлен фазоинвертор. Там можно проследить закономерность – чем ниже полоса воспроизводимых частот, тем ниже и отдача, в частности и звуковое давление.
 
 
Изобарические короба представляют собой короб, в котором установлены два динамика, которые стоят один за другим. Одним и главным преимуществом такого короба – это маленький объем короба необходимы для работы. Недостатки есть и отдача, которая ниже чем у остальных коробов иного оформления, да и изготовление с расчетами не простые.
 
 
Что касается материалов, с которых изготавливаются короба, то их не так и много:
• Клееная фанера
• МДФ
• ДСП
• ДВП
По нашему мнению, самым оптимальным вариантом материала из которого стоит изготовлять короб для сабвуфера является именно многослойная фанера (12 слоев оптимальная). Имена она не слишком боится влаги, довольно легко пилится, хорошо соединяется с помощью шурупов. Также она обладает необходимой прочностью. Но фанера также имеет свои недостатки, основными из которых является появление звона в больших конструкциях, то есть ее не рекомендуется использовать в больших корпусах, в коробах которые имеют большие детали. При использовании на больших корпусах она начинает звенеть, приходится добавлять дополнительные ребра и все тщательно проклеивать.

Также не плохим материалом является МДФ – плита, которая получается в результате прессования древесной пыли (в основном хвойных пород) под действием большого давления и температуры. Наилучший вариант среди материалов для построения средних и больших коробов, так как обеспечивает необходимую жесткость конструкции. Кстати, мдф-плита бывает разная: водостойкая, огнеупорная, эко.
ДСП, этот материал можно использовать, но не всегда. Главный его недостаток – это поглощение влаги и последующего разрушения материала. Также не в позитивную сторону играет и вес, который довольно таки не мал.
 


Оцените статью: